Таинство Покаяния (исповедь)
Покаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов, совершенных после крещения. В этом таинстве верующий исповедует, т.е. открыто признает перед Богом, свои согрешения и получает через священника, как свидетеля исповеди, прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал "Крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (Марк. 1:4-5). Власть прощать грехи дал Сам Господь Иисус Христос, который сказал апостолам, а в их лице и продолжателям их дела, епископам и священникам: "Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:22-23). Получив на это власть от Господа, Апостолы повсеместно совершали таинство покаяния, как читаем об этом в книге Деяний: "Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19:18).
Для получения прощения грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, т.е. произнесение их вслух, с твердым намерением исправить свою жизнь.
В некоторых случаях на кающегося налагается "епитимия" (по греч. - запрещение), состоящее из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.
Приступая к таинству Покаяния, надо понимать, что здесь важно не только осознание своей греховности, но необходимо еще и настроить свою волю к исправлению, желать и твердо решить бороться со своими дурными наклонностями. Сознавая себя грешником, кающийся просит Бога помочь ему стать лучше и дать духовные силы для борьбы с соблазнами. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевание, помогающее верующему духовно расти и крепнуть.
Само высказывание вслух своих духовных болезней и падений перед духовником - исповедание грехов - имеет то значение, что в нем преодолевается гордыня - этот главный источник грехов, и чувство безнадежности своего исправления. Выявление греха на свет уже приближает к извержению его из себя.
Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему так называемым говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и самоуглублением, с целью осознания своей греховности и необходимостью обдумать путь к исправлению.
В таинстве Покаяния навстречу кающемуся идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг Он блудного сына и покаявшегося мытаря. Свидетельство это заключается в особых разрешительных словах, произносимых священником над кающимся.
Совершать исповедь желательно вечером, накануне Причащения, или до начала Божественной литургии, во время чтения Часов. На исповеди не нужно ждать вопросов священника, а надо самому перечислить свои грехи. Для этого необходимо подготовиться к исповеди дома: уединиться, собраться с мыслями и внимательно проследить свою жизнь. Надо поболеть душой за каждый греховный поступок, от всего сердца раскаяться в нем перед Богом и подумать, как исправить свою жизнь. Хорошо записать свои грехи на бумажку и прочесть их духовнику на исповеди, чтобы чего-нибудь не забыть.
Подходя к исповеди, кающийся делает перед аналоем поклон и целует лежащие на аналое крест и евангелие. Говорить надо откровенно, не затемняя неприглядности грехов общими выражениями (например, "во всем грешен" или "грешен против 7-й заповеди"). Исповедуясь, необходимо избегать самооправдания и попыток привести "смягчающие обстоятельства," как, напр., ссылки на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это происходит от самолюбия и ложного стыда.
В конце исповеди, священник возлагает епитрахиль на преклоненную голову кающегося и читает разрешительную молитву, прося Бога простить все его грехи. Поцеловав крест, исповедовавшийся отходит от аналоя, взяв у священника благословение.
Знак принятого Богом покаяния - это чувства умиротворения, легкости и радости, которые испытывает человек после исповеди.
Назад к списку